После вчерашней беседы со сквадовскими котиками я много размышляю о судействе на косплей-фестивалях.
Честно говоря, вся система мне кажется неунифицированной и совершенно бестолковой. Почему, если есть семинары для организаторов фестивалей (которые, фестивали, как мы знаем, являют собой соревнования косплееров/караокеров/художников/etc.), нет семинаров по судейству? Я считаю, что эту систему можно было бы упростить и унифицировать.
За образец я беру систему подсчёта скейтингов на соревнованиях по буги-вуги (в которой я не до конца разбираюсь, но которая мне кажется очень осмысленной).
Например, оценка судей выставляется по трём показателям:
- интерпретация музыки (0-10 баллов)
- фигуры (0-10 баллов)
- техника ног (0-10 баллов)
Решающим фактором является интерпретация музыки.
Не вдаваясь в подробности (которые можно прочитать здесь, перечислю остальные моменты судейства в финале (потому что в косплее нет отборочных туров, конечно)).
Плюс к оценкам, судьи сразу же, на месте объявляют "места", то есть показывают парам таблички с указанием места в общем зачёте. Судей всегда нечётное количество. Всё это занимает очень небольшое время, между выступлениями примерно 1-2 минуты, места объявляются в конце захода (то есть после того, как выступят все пары). Подсчёт производится на месте, места объявляются в конце соревнований (все получают грамоты, тройка победителей - кубки). Важна также система классов (два класса "дебютантов" + один - "основной" + один - "юниоры") и рейтингов (то есть на самом деле любое место, занятое парой в течение сезона, с сентября по май, важно, даже если оно не первое).
Что я предлагаю для системы оценки на косплей-фестивалях:
Ввести, к примеру, три унифицированных критерия оценки, например, для дефиле - сходство костюма с оригиналом, аккуратность костюма (ну или что-то такое, как вариант - оригинальность фандома и костюма, всем надоедает смотреть одно и то же), подача. Решающий фактор - сходство костюма с оригиналом.
Или для сценки: костюмы, сценарий, сценография, можно ещё оформление сцены. Решающий фактор - костюмы. Ну, или, как на многих фестивалях - несколько номинаций.
Для караоке: исполнение, артистизм, не знаю, какой критерий может быть третьим, подскажите, пожалуйста, те, кто разбирается. Решающий фактор - исполнение.
Ну и так далее, в том же духе. Главное - чтобы это было единой и единственной для всех фестивалей, входящих в Ассоциацию, системой.
По поводу мест. Мне кажется, давно пора давать медали-кубки-грамоты за первые три места хотя бы, и грамоты всем участникам фестиваля. Стоят они копейки, честное слово, но такой простой шаг покажет, что вам небезразличны люди, которые делают ваш фестиваль интересным. Признаюсь честно - меня утомил косплеерский максимализм "гран-при или ничего", второе-третье места - тоже почётные!!!
К тому же я считаю, что все итоги судейства должны публиковаться после фестиваля, как и статистика зрительского голосования. А то иногда всё это выглядит невероятно или вызывает недоумение.
Ну и интересная и важная практика, которую однозначно стоит перенять у танцоров - судейский разбор. Когда, к примеру, спустя неделю после соревнований все собираются и разбирают, посмотрев видео, выступление каждой пары, от которой присутствует хоть один представитель. Объясняют, где и какие ошибки были допущены, почему было выставлено то или иное место, что нужно сделать, чтобы на следующих соревнованиях выступить лучше. Это я называю добросовестной работой судей.
Да, последнее, но не по значимости. Всё-таки, взглянем правде в глаза, судейство на аниме-сцене - удел дилетантов, которые очень часто бывают предвзяты или невнимательны. Я считаю, что судьи (состав которых на каждом фестивале разный) должны проходить подробный и серьёзный инструктаж непосредственно утром в день фестиваля. И что работа судей не должна заканчиваться с окончанием фестиваля, а продолжаться разбором, который должен быть доступен на соответствующем сайте. Конечно, разбор не должен содержать формулировок типа "не понравилось", "не впечатлило", конечно, он должен быть кратким (ведь в дефиле фестиваля может быть до 50 номеров) и содержательным.
Я также считаю, что именно судьи, а не организаторы должны голосованием принимать решение касательно принятия или отклонения заявок. Это может замедлить весь процесс, конечно, но чёрт возьми, меня тошнит от того, что косплей могут не взять на фестиваль только потому, что косплееров не любят орги. Нам давно пора встать на путь беспристрастности и адекватности. Ведь мы же не хотим все казаться озлобленными тётками с ПМС? Иногда и косплееры и организаторы и судьи кажутся именно таковыми и в первую очередь из-за несовершенства системы.
Конечно, работа судей станет гораздо сложнее, но вместе с тем судейство таким образом может стать гораздо более адекватным и вызывать гораздо меньше драмы, "WTF" и злости у участников и ценителей.
Отчасти мой отход от косплея связан именно с тем, что я устала от скандалов, интриг, расследований, постоянной непонятной мне гонки вооружений и, главное, отсутствием адекватных критериев оценки косплея на тематических фестивалях. Я так устала читать во френдленте, что кому-то что-то почему-то не дали, кого-то куда-то не пустили без объяснения причин, etc.
Ребята, давайте станем лучше?!!
"Старославянский. Единственная моя радость"(с) случайный дневник
zero
| понедельник, 01 ноября 2010